неділю, 11 грудня 2011 р.

Малоросійські типи

"Жители Малороссии принадлежат к славянскому племени и называются, по имени края, малороссами, т.-е. жители Малой России. Среди нас же, великоруссов, они известны еще под именем хохлов: но название "хохол" - слово бранное, и всякий малоросс, услыхав его, ответит тоже бранью и назовет великорусса "кацапом". Эти бранные два слова, которыми наделяют друг друга малоросс и великорусс, произошли от того, что в старину все малороссы брили бороду и голову, оставляя только на макушке чуб, или хохол. Великоруссы же, наоборот, не брили не только на голове волос, но и бороды носили большие, откуда и получили прозвище кацапов",т.-е."козлов"...


Малоросс набожен, глубоко чтит веру и уставы церковные. Нрава он доброго, спокойного, медлен, ленив. Наблюдается в его характере и мстительность, но зто уже наследие польского ига. От природы очень умный, он проявляет и хитрость; но ум его и вся хитрость не направлены на ту расчетливость и сметливость в отношении средств зашибать копейку, на которые направлены у великоросса, жителя севера, холодного климата, неплодородной почвы, с его промышленным духом. Характерной чертой малоросса служит врожденная ему насмешливость, не покидающая его и в самые тяжелые минуты. Например, когда при Петре Великом некоторые малорусские старшины по одному доносу были наказаны кнутом и после экзекуции лежали на рогожах, один из них обратился к товарищу: "А що, брате, чи солодка московська пужка (плеть): може б її послати нашим жінкам на гостинець!"...




Одежда малоросса довольно оригинальная и красивая и состоит у мужчин из полотняной рубахи с маленьким, прямым воротом, очень часто вышитым, завязывающимся посредине шнурком или лентой; надевается она под шаровары. Шаровары шьются чрезвычайно широкие и заправляются всегда в сапоги-чоботы. На голове он носит высокую шапку из мерлушек с суконным дном, а иногда и всю из мерлушек, во все времена года, т.-е. и зимою, и летом. Только в некоторых местах летом на голове носят так называемый "бриль", т.-е. круглую шляпу, войлочную или соломенную. Поверх рубахи они надевают "юпку" (род пальто), белую или серую с цветными выпушками и застегивающуюся кожаными пуговицами; молодые же парни (парубки) - "каптанокъ" (полукафтан). Когда отправляется малоросс в дорогу, то надевает еще "свитку"(род армяка)...






Женский костюм еще наряднее, еще красивее. Состоит он из рубахи обыкновенно холстинной, с вышивкой на рукавах и подоле. Вышитый подол называется "ляховка". Стан свой они обертывают двумя кусками материи, привязывая их поясом. Ткани эти носят название "плахта" и "запаска". Плахта бывает парчевая или шерстяная, в клетках или цветах, запаска гладкая. При выходе из дому летом девушки и молодицы надевают сверх этого еще "гірсет" (коротенькое пальто без рукавов) или "юпку", такую же, как и мужскую, но только несколько короче. В дорогу надевают тоже "свиту", но уже более длинную, чем мужская...










Голову девушки платком почти не покрывают, а убирают ее "стричками" (лентами), обвязывая их таким образом, чтобы концы ниспадали сзади вместе с косой, в которую тоже вплетают ленты. За ленту, идущую вокруг головы, затыкают цветы, весной и летом - живые, в другое время года—искусственные. На шею надевают много бус, коралловых, стеклянных и янтарных, называемых "наметами". На ногах носят сапоги (богатые - сафьяновые) или же "черевички" (в роде туфлей)...














Въезжая в улицу, вы почти не видите хат, - они все попрятались в зелени, а видите плотные плетни, за которыми зреют вишни, выглядывают громадные цветы подсолнухов и яркие, пестрые маки. Кое-где встречаются колодцы с стремящимся вверх "журавлем" и стоящими рядом выдолбленными колодами для водопоя, около которых в грязи в приятной дремоте валяются свиньи, издавая повременам блаженное хрюканье. Словом, вы едете не по широкой мертвой и голой деревенской улице Московской губ., где избы, зачастую полуразвалившиеся, грязные, темные, смотрят на вас печально во всей своей бедной наготе, а по улице, где всюду чувствуется домовитость, опрятность, обилие, жизнь...









Войдя во двор, вы и тут увидите порядок, удобство и чистоту. Двор у малоросса не то, что у великоросса, у которого под одной крышей с избой темно и грязно. Это двор довольно обширный, на котором выстроенными отдельно стоят хлев для скота, "клуня", где хранится сено, овес и разные земледельческие орудия, и, наконец, чистая, опрятная хата, тщательно выбеленная и своеобразно покрытая соломой...










Но не только у малоросса жилище удобнее и лучше, чем у его северного брата, но и в пище у него больше чувствуется достатка и разнообразия. Благодатный климат дал все в изобилии: и птиц, и рыб, и овощей, и фруктов. Да и поесть, и попить малоросс любит, пожалуй, так, как никто. Без горилки, борща, вареников, галушек и сала он не может себе предста¬вить жизни даже на том свете. Ни один праздник, ни одно событие в жизни малоросса не проходит без того, чтобы не попить, не поесть всласть.Не стану перечислять названия всех кушаний, которые существуют у малороссов,- их нужно перечислить целые десятки и сотни,—замечу только, что самыми обычными кушаньями у них являются: борщ, юшка (уха), локшина (лапша), каша, "кулиш" (кашица), галушки (клецки), сырники (творожники), разное печенье из теста, как-то: паляници, буханци, книши, коржи и, наконец, сало (свиное) и лук (цибуля).
Водки пьют очень много и почти все поголовно, не исключая и женщин; мужчины пьют главным образом "горилку", т.-е. хлебное неочищенное вино, женщины - разные настойки и наливки: вишневку, сливянку, запеканку и др. Табак, "тютюн", курят только мужчины из коротких трубок, "люлек"...






Таков этот народ, - не глупый и не ленивый хохол, служащий часто предметом насмешек и анекдотов, тонкая наблюдательность которого и неподдельный юмор заставляют с уважением отнестись к нему и вспомнить то завещание, которое оставил один из его великих сынов, поэт Т. Шевченко:
Учитесь, брати мої, научайтесь.
Чужого не цурайтесь.
Та й свого не забувайте!
"

Пи. Си. У дописі використано цитати з книги Ф.С.Красільнікова "Украина и украинцы". - М.: Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1918.

Усі зображення з поштівок датовані поч. ХХ вік


Джерело: ukr_vintage

Немає коментарів:

Дописати коментар